Сильный мандат, полученный на досрочных парламентских выборах, по расчету Терезы Мэй, освободит ее от причитающих противников «Брекзита» в ее партии и даст больше простора для маневров на переговорах по выходу из ЕС, но она рискует, пишут СМИ. The Guardian не советует превращать голосование 8 июня в слепую поддержку загадочных пока условий «Брекзита».
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй во вторник удивила соотечественников, назначив на 8 июня досрочные парламентские выборы, «и это разумное, хотя и рискованное решение», пишет редакция The Wall Street Journal.
Более безопасно было бы сначала согласовать условия «Брекзита», однако Мэй все еще имеет дело с кэмероновским большинством тори, избранным до «Брекзита», и рассчитывает занять более выгодную позицию на переговорах. «Ее выдержка и вера в демократию достойны восхищения, особенно в нашу эпоху популистских сюрпризов», — пишет WSJ.
«Британия переживает больше, чем незначительную тревогу после «Брекзита», и даже синдром раскаяния», — отмечают авторы. В стране падает курс национальной валюты, инфляции должна превысить 3% в этом году, снижается уверенность бизнес-кругов, в Шотландии снова разгорается сепаратизм.
«Задача Мэй среди этого брожения — сформулировать представление о том, какова цель «Брекзита»: это способ освободиться от государственного вмешательства Брюсселя или способ сохранить британскую национальную идентичность. Премьер-министр не разделяет до конца ни одну, ни другую точку зрения, полагает издание.
«Мэй надеется, что победа на выборах поможет ей преодолеть эти расхождения и представить на переговорах с ЕС единое правительство тори. Но, чтобы получить это большинство, ей нужно будет предложить перспективы более благополучной Британии, чем тот вид консерватизма, основанного на локальном самоуправлении, который она до сих пор предлагала», — считает издание.
Британия сможет добиться успеха после «Брекзита», только если станет Меккой для инвестиций и человеческого капитала, говорится в статье.
Во вторник утром «на Даунинг-Стрит задул резкий ветер: премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в очередной раз удивила свою страну и Европу способностью принимать жесткие политические решения», комментирует обозреватель Die Welt Штефани Больцен заявление Мэй о досрочных парламентских выборах.
Опросы общественного мнения выставляют решение Мэй, которое, по ее собственному признанию, было «принято спонтанно и вопреки ее воле», «во вполне логичном свете»: ее партия консерваторов почти на 20% опережает терпящую бедствие Лейбористскую партию.
«Сильный мандат, полученный на выборах, по расчету Мэй, освободит ее от причитающих противников «Брекзита» в собственной партии и даст ей больше простора для маневра на переговорах с Брюсселем, — пишет автор. — Сильно поредевшей группе оппонентов жесткого «Брекзита» придется похоронить свою угрозу сорвать выход страны из ЕС в нижней палате парламента. Расчет может оправдаться и с партийной точки зрения, ведь лейбористам, вероятно, понадобятся годы, чтобы оправиться от катастрофического поражения на выборах».
«Есть еще и шотландцы: в принципе, они и дальше смогут требовать своего референдума, но одобрить его может только премьер-министр, а в случае победы Мэй получит у народа мандат вывести из состава ЕС единую страну, — говорится в статье. — К тому же из-за досрочных выборов Мэй получит дополнительные два года на посту премьера».
Как заявил во вторник эксперт по выборам Джон Кэртис, «Мэй, несмотря на хорошие рейтинги, надо будет проявлять осторожность»: «У нее нет никаких гарантий, что она выйдет из новых выборов со значительно более сильными позициями».
В стране существуют внутриполитические проблемы. К примеру, затяжной кризис переживает национальная система здравоохранения NHS: каждый день приходят новости об ужасном состоянии приемных покоев, о дефиците медицинских кадров и списках ожидания на проведение важных операций.
«Поэтому, сможет ли Мэй впечатлить переговорщиков от ЕС за брюссельским столом сильным мандатом от своих избирателей, вопрос спорный», — заключает автор статьи. Главный переговорщик по «Брекзиту» от Европарламента Ги Верхофстадт видит в новых выборах «шанс для британцев высказать свое мнение по поводу будущих отношений между ЕС и Соединенным Королевством». Другими словами — «наказать Мэй», передает издание.
«Будем откровенны: Британия не нуждается в этих всеобщих выборах, а ее народ их не требует, — пишет в редакционной статье британская The Guardian. — В правительстве нет кризиса. Мэй не теряет голоса в свою поддержку в Палате общин. Палата лордов не бросает ей вызов. Нет законопроектов, которые находятся в опасности. Мы не в состоянии войны и не переживаем экономический кризис. До «Брекзита» еще два года. Пресса не ратует за досрочные выборы. Правительство не страдает отсутствием идей. Оппозиция не готова к выборам».
«Однако теперь парламент, рассчитанный на пять лет, просуществует только два года — единственно потому, что Мэй думает, что сейчас благоприятный момент, чтобы разгромить лидера лейбористов Джерими Корбина», — говорится в статье.
«Ее заявление о том, что есть потребность в голосовании, так как «разделение в Вестминстере» создает «вредоносную неопределенность и нестабильность», рискует прозвучать как местная версия того, что президент Эрдоган может заявлять в Турции. Разделение в парламенте необходимо и является неотъемлемой его чертой, особенно когда речь идет о таком важнейшем решении, как «Брекзит», — уверена The Guardian.
«Выборы — это также призыв к избирателям вслепую поддержать условия «Брекзита», которые предложит Мэй», — говорится в статье. Объявляя о досрочных выборах во вторник, премьер-министр заявила, что она хочет поддержки «решениям, которые мне придется принять». «Однако мы не знаем, что это будут за решения», и «переговоры будут включать в себя уступки», говорится в статье.
«Надо будет очень внимательно следить за манифестом тори — это будет необычайно важный документ (…) Самое главное, эти выборы не должны выписать ей незаполненный чек в отношении Европы», — подытоживает издание.
Европе предстоит в этом году выбирать трижды — и эти выборы либо изменят ее, либо стабилизируют, пишет обозреватель Kurier Гельмут Брандштэттер.
Тереза Мэй хочет обеспечить себе поддержку уверенного большинства, чтобы «иметь возможность выступить с более сильными картами в Брюсселе — причем до того, как британцы заметят, насколько сильно ослабела национальная валюта и выросли цены. И как им не хватает ЕС», пишет автор.
Во Франции Марин Ле Пен при поддержке Австрийской партии свободы, Путина и прочих сил «уже работает над развалом ЕС».
«Единственной надеждой Европы остается Ангела Меркель. Четыре года назад она шла на выборы с лозунгом «Германия сильна. Так и должно остаться». Теперь этого будет недостаточно. Ей придется объяснить, каким образом Германия — а вместе с ней и Австрия — несмотря на большие отчисления Брюсселю, выигрывает от членства в ЕС. В экономическом плане — от экспорта, в политическом — от стабильности и мира. Именно в той реальности, в которой Эрдоган, Путин и Орбан, может, действительно хотят спокойствия, но уж точно не демократии, а Трамп, хоть и провозгласил политику изоляционизма, но продолжает дикие пляски с опасным оружием в руках», — говорится в статье.
Источник: InoPressa.ru